Обновление: развитие памяти

admin
развитие памяти

Физиологической основой памяти является постепенное накопление и усложнение условно рефлекторных нервных связей в коре головного мозга. Первые условные рефлексы образуются у ребенка примерно в двухнедельном возрасте на базе пищевого раздражителя. К пяти месяцам жизни условнорефлекторные связи образуются уже при участии всех анализаторов, что и создает возможность возникновения процессов памяти.

Начальной формой памяти является узнавание ребенком окружающих лиц и предметов. В связи с образованием все большего и большего числа разнообразных и связанных друг с другом условных рефлексов реакции ребенка на внешние раздражения усложняются и начинают включать в себя возбуждаемые раздражителем (по принципу условного рефлекса) ранее образовавшиеся связи. Благодаря этому восприятие данного раздражителя сопровождается чувством знакомости. Это обнаруживается во всем поведении ребенка: при виде знакомых предметов и лиц он улыбается и тянется к ним, при виде незнакомых, с которыми он встречается впервые,— настораживается. На этой стадии развития памяти у ребенка еще нет представлений, его память выражается в своеобразной перестройке процессов восприятия, именно в появлении чувства знакомости.

К концу первого года жизни ребенок обнаруживает более сложную форму памяти — воспоминание о предметах, которые в данный момент непосредственно не воспринимаются. Теперь раздражитель благодаря закрепившимся сложным связям (ассоциациям) вызывает уже представление об отсутствующем предмете: руководствуясь этим представлением, ребенок ищет интересующий его предмет или спрашивает о нем. По мере овладения речью представления начинают вызываться второсигналь-ными раздражителями и количество их неуклонно растет. Большую роль в формировании способности воспоминания играет речь взрослых, когда они обращаются к ребенку с вопросами, разъясняют что-нибудь, рассказывают, читают ему детские книжки, требуют точного ответа и т. д., и речевое общение самого ребенка как со взрослыми, так и с другими детьми, которое связано с активным воспроизведением ребенком тех или других представлений.

В раннем детском возрасте воспоминание, как правило, является непреднамеренным и не требует сознательных усилий со стороны ребенка; он не обнаруживает стремлений к тому, чтобы запомнить что-либо. Способность преднамеренного запоминания начинает развиваться у детей примерно с трех-четырехлет-него возраста. Ее развитие связано с активным участием детей дошкольного возраста в играх, требующих запоминания каких-либо слов, предметов, действий и т.д., и с постепенным привлечением ребенка к выполнению заданий и поручений взрослых, т. е. с действиями, выполняемыми под руководством взрослых и требующими запоминания соответствующих условий, операций и т. д. Для детей дошкольного возраста, как правило, характерен осмысленный способ запоминания: прежде чем удержать что-либо в памяти, они должны понять то, что от них требуется. Бессмысленный для ребенка материал, требующий только механической памяти, запоминается с большим трудом. Однако, запоминая различные считалки, являющиеся необходимой частью многих детских игр, дети старшего дошкольного возраста получают возможность упражняться и в механическом способе запоминания. При этом они овладевают приемами закрепления ассоциаций между отдельными звеньями словесного материала путем его повторения.

Значительная перестройка процессов памяти наблюдается у детей младшего школьного возраста. Составляя существенную часть учебных занятий, процессы памяти приобретают характер специальной, систематически и повседневно доводимой психической деятельности. Запоминание из непроизвольного процесса, каким оно было раньше, становится преднамеренным, превращаясь в заучивание учебного материала. Повышаются требования к точности воспроизведения, объему запоминаемого материала и длительности его сохранения в памяти; в связи с этим учащиеся постепенно овладевают приемами заучивание материала, его повторения и проверки полученных знаний. Большое значение в процессах памяти приобретает вторая сигнальная система, поскольку речь (как учителя, так и учащегося) составляет существенную часть учебного процесса. Однако по содержанию запоминаемого материала память детей младшего школьного возраста еще долгое время остается образной, опирается на восприятие конкретного наглядного материала. Дети этого возраста с трудом запоминают абстрактный логический материал.

Источник: http://activprog.ru

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться


Реклама:

www.newecologist.ru