Самсон, лайфхак
Весной 2018 года стало известно, что старейшая аптечная сеть Москвы «Самсон-Фарма» сменила владельца: основатель и гендиректор Самсон Согоян, который управлял компанией последние четверть века, продал бизнес сети «Эркафарм». Рассказываем, чем запомнятся москвичам аптеки под управлением Согояна и как закончилась эта бизнес-история.
«Самсон-Фарма» началась в 1993-м — с киоска площадью 8 кв. м в здании геологоразведочного института на дальней окраине Москвы. Бессменный владелец сети Самсон Согоян получил эту точку в свои руки, когда работал в ординатуре по специальности «анестезиология и реаниматология».
Согоян родился в армянском Ташире, вырос в Дагестане и в 1991 году, уже после окончания мединститута, переехал в Москву. Времена были для медицины не лучшие — поэтому недавний студент без лишних колебаний взялся «поднимать» полузаброшенную аптеку. «Увидев аптечный пункт, который находился в полном запустении, пройти мимо не смог. <…> Я взялся за дело, и уже через полгода в аптеке стояли очереди», — рассказывал бизнесмен в одном из интервью.
«Самсон-Фарма» с открытия сделала ставку на уникальность ассортимента и минимальные наценки — 5-7%. Аптека одной из первых в стране занималась поиском и доставкой редких лекарств под заказ — в условиях, когда государственная система аптек уже рухнула, а коммерческая — ещё не родилась.
За 25 лет сеть «Самсон-Фарма» выросла всего до 59 точек (на пике развития — 74), все — в пределах Москвы. Это была осознанная стратегия Согояна: в интервью он не раз сравнивал свой бизнес со «шкатулкой ручной работы» и утверждал, что не планирует выходить в регионы, чтобы не терять тотального контроля над компанией. «Я хочу иметь очень стабильный, контролируемый и прогнозируемый вид бизнеса, который мною управляется и на результаты деятельности которого я могу непосредственно повлиять. Я как операционный, генеральный директор вовлечен во все процессы, я знаю все происходящие бизнес-процессы в сети, и в каждой аптеке многих сотрудников знаю лично, потому что начинал работу непосредственно за первым столом в некоторых аптеках», — рассказывал бизнесмен в передаче «Курс Потапенко» на «Эхе Москвы» в конце 2016 года.
По словам Согояна, на протяжении всей истории сеть росла органически (и оттого медленно). Небыстрый рост предприниматель также объяснял кадровыми проблемами. «Темпы роста нашей сети соответствуют наличию квалифицированного персонала на рынке. В наших аптеках работают только высококвалифицированные специалисты, имеющие профильное фармацевтическое высшее или среднее специальное образование», — утверждал Согоян в интервью журналу Vadmecum.
«Ручной» подход бизнесмена привёл к тому, что к концу 2010-х годов под брендом «Самсон-Фарма» работают аптеки совершенно разных форматов. В сети можно обнаружить и дорогие премиальные точки на центральных улицах Москвы, и довольно жёсткие дискаунтеры на окраинах, во вторых линиях домов вдалеке от метро, и аптеки среднего класса. То же происходит и с ассортиментом: в «Самсон-Фарме» на соседних полках лежат как ходовые препараты с минимальной наценкой, так и премиальная косметика за впечатляющие деньги. Согоян объяснял такой «зоопарк» борьбой за эффективность — по его словам, выделение внутри сети нескольких отдельных форматов под разными брендами потребовало бы увеличения затрат и себестоимости бизнеса.
За пару лет до продажи «Самсон-Фарма» имела самый большой средний чек среди российских аптечных сетей — 1490 руб. При этом, по словам владельца, компания держала минимальную наценку на жизненно важные и редкие препараты (2-5%) — и получала своё за счёт парафармацевтики и БАДов, где наценка доходила до 25%. Выручка одной аптеки составляла в среднем 20-25 млн руб. против 10 млн руб. в среднем по московскому рынку.
Слухи о продаже «Самсон-Фармы», по словам самого Самсона Согояна, ходили на рынке с 2013 года. В 2015 году владелец даже назвал их появление «небольшой информационной войной» против компании — и объяснил это беспокойством «не очень удачливых конкурентов».
Настоящие проблемы у компании начались летом 2017 года, когда Согоян попытался одномоментно расширить сеть на полтора десятка аптек. Существенные вложения в рост совпали с затяжным падением спроса — и в итоге у сети кончились деньги на поддержание объёма закупок. Поставщики в ответ подняли цены, «Самсон-Фарма» перестала нормально платить за поставки; посыпались иски — и к концу 2017 года компания оказалась в неподъёмных долгах. Задолженность только перед двумя крупнейшими поставщиками лекарств «Протек» и «Катрен» источники «Ъ» оценили в 600 млн руб. Кроме того, к марту 2018 года в арбитражных судах против сети рассматривались дела ещё на несколько десятков миллионов рублей. Существовали и масштабные обязательства перед банками.
Около 20 аптек пришлось закрыть — но это не помогло. Несмотря на уверенные заявления Согояна в прессе, что вопрос продажи сети всё так же не рассматривается, в марте стало известно о подготовке сделки между «Самсон-Фармой» и одной из крупнейших сетей страны «Эркафарм» (бренды «Доктор Столетов», «Озерки», «Хорошая аптека»). Стоимость сети Согояна участники рынка тогда оценивали в 2,5 млрд руб. без учёта долга и недвижимости.
В июле 2018 года «Ъ» сообщил, что новым владельцем сети «Самсон-Фарма» стал совладелец и гендиректор петербургского ООО «Фрея», которое прекратило существование в 2016 году. По мнению источников издания, реальным владельцем стала именно компания «Эркафарм», которая таким образом застраховала себя от рисков, связанных с нестабильным финансовым состоянием купленной сети.
Самсон Согоян не давал комментариев прессе после продажи компании, которой посвятил 25 лет жизни. По данным открытых источников, он остался владельцем ряда непрофильных проектов — в частности, медицинского центра, флористической компании и фермы по разведению цесарок.
Алексей Максимук | RETAILER.ru
Подписывайтесь на наш каналы в Telegram и «Яндекс.Дзен», чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.
Источник: http://activprog.ru